Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

Дорогие братья и сестры, всех вас приветствую с воскресным днём который имеет название по читаемой сегодня притче "Неделя о блудном сыне".

Притча эта проста, напомню кратко. У одного богатого отца было два сына, старший и младший. Старший был помощником и опорой отцу, младший - бездельником и тунеядцем. Когда младший подрос, то попросил у отца дать ему причитающуюся часть наследства, чтобы он мог жить, как хочет. Отец, хоть и знал, что младший сын не сможет жить нормальной жизнью, но не стал ему прекословить и отдал скопленные для младшего сына сбережения.

Тот, получив деньги и свободу, начал употреблять их для пьянства и блуда, совершенно не думая ни о каких последствиях, лишь наслаждаясь минутным удовольствием.

Но вот в скором времени все деньги, которые дал отец младшему сыну закончились. И уже никто с ним не хочет общаться, все его так называемые друзья и подруги тут же от него отвернулись, он стал совсем чужим в чужой стране. Так как по жизни он не привык работать, его никто не брал даже на самую простую работу. Но нашёлся лишь один человек, который предложил ему пасти свиней, но ни денег за это, ни еды не пообещал. И тогда младший сын начал от сильного голода есть ту же пищу, что и свиньи, но и этой пищи ему не доставалось, чтобы хотя бы утолить голод. И тут он начал вспоминать счастливые, беззаботные годы своего детства и юности в доме своего родного отца, где его кормили хорошей пищей, одевали в чистую, красивую одежду, где был достаток, уют, тепло, любовь и забота. Но он же сам решил уйти из отчего дома... Даже наёмные рабочие в доме его отца имели прекрасные условия жизни, а здесь он умирает от голода, питаясь отходами вместе с свиньями. Нужно вернуться к Отцу! Но что сказать ему? Скажу, отче, я согрешил на небо и пред тобою, я не достоин называться твоим сыном, прими меня в свой дом хотя бы как наёмного рабочего, отныне я буду трудом своим зарабатывать себе на хлеб. И младший сын идёт обратно домой. Ещё далеко быв от дома, его увидел отец и побежал ему с радостью навстречу!

А сын упал на колени и со слезами воскликнул, что "я не достоин называться твоим сыном, отец, возьми меня хотя бы как работника и прости меня!"

Тогда отец обнял его, расцеловал и со слезами радости сказал слугам: "Принесите его лучшую одежду и обувь, принесите перстень ему на руку и заколите откормленного телёнка, будем праздновать то, что сын мой - потерялся и нашёлся, был погибшим и ожил!"

Тогда поставили столы, переодели младшего сына и сделали великий пир. В это время старший сын возвращался с поля и, когда узнал причину пира, огорчился и не хотел войти в дом. Но отец, выйдя к нему, попросил его принять участие в застолье. Старший же сын высказал отцу, что он трудится ежедневно в поте лица и никогда со своими друзьями не позволял себе даже небольшого праздника, а этот младший сын, промотавший всё своё имение в блуде и пьянстве и опозоривший благородное имя отца, когда вернулся, для него закололи откормленного телёнка, одели в лучшую одежду и сделали пир!

Но отец ласково возразил старшему сыну: "Всё, что у меня есть, это всё - твоё, ты можешь всем пользоваться. Но тому надлежало тебе порадоваться, что твой родной брат вернулся домой живым, да, он не правильно поступил, но он вернулся живой".

Прекрасная притча, разноплановая, попробуем сказать о ней несколько слов.

Итак, под образом отца из этой притчи мы, конечно же, должны увидеть Отца Небесного, Бога. Два сына прообразуют собой Святых Ангелов (это старший сын) и человечество (это младший сын). Позже будет предложен ещё один вариант толкования.

Старший сын, то есть Святые Ангелы, всегда исполняют волю Божию, служат Богу и людям.

Человечество же, в образе младшего сына, дерзко нарушило заповедь Божию и было изгнано из Рая, в притче - из отчего дома, "на страну далече", то есть в какую-то неведомую страну, где в скором времени всё своё богатство и богоподобное достоинство младший сын (человечество) промотал, растратил в блуде и стал терпеть великую нужду и голод. Некий житель той чужой страны предложил младшему сыну (человечеству) пасти свиней, то есть взращивать в себе ещё большую нечистоту, грязь, питаясь той же пищей, что и свиньи.

Под образом нанимателя чужестранца нужно понимать бесов, которые подсовывают человеку грехи и страсти и всякие нечистые пожелания (свиней), чтобы человек питался ими и стал бы из богоподобного - скотоподобным. Когда младший сын начал "пасти свиней" и "питаться их пищей", он не мог насытиться этой пищей, утолить свой голод, так как насыщая грехи и страсти, человек не может получить конечного удовлетворения и сказать - да, наконец-то я насытился. Но вот приходит в себя младший сын (человечество) и говорит себе, у отца даже наёмные работники имеют прекрасные условия жизни. Встану, пойду к моему отцу, попрошу у него прощения и попрошусь принять меня хотя бы, как наёмного работника.

Младший сын, которому справедливо усвоено второе наименование - блудный сын, с трудом возвращается к дому своего отца. И ещё будучи вдалеке от дома его примечает отец и бежит ему навстречу, обнимает и целует его. В церковно-славянском тексте стоит замечательное выражение, что отцу вернувшийся блудный сын "мил ему бысть". То есть отец очень рад был увидеть своего блудного, младшего сына, грязного, оборванного, совсем непохожего на того славного потомка отца, который не так давно в богатой одежде на дорогой колеснице отъезжал от родительского дома. Ни одного упрёка! Никакой ругани, побоев, нотаций!... Только любовь!

"Дайте ему лучшую одежду, давайте срочно готовить пир, будем радоваться!!!"

Таков наш Отец Небесный! Когда человек возвращается к Нему, то Он Сам бежит к нам навстречу, обнимает и целует нас и радуется каждому из нас! "Это мой ребёнок! Он потерялся и нашёлся! Он погиб было, но ожил! Какая радость! Какое счастье! Давайте все ликовать!"

Откормленный телёнок, которого закололи для пира - это Господь наш Иисус Христос, который был пригвожден ко Кресту и пробит копием воина, как бы заколот, а сам пир - это Божественная Литургия!

Обратите внимание, когда блудный сын раскаялся перед своим Отцом в своём проступке, то Отец тут же говорит, чтобы принесли лучшие светлые одежды и одели вернувшегося сына. Это указание на Покаяние, Исповедь, и, как видно из притчи, сперва блудный сын покаялся, получил прощение, ему вернули первозданную одежду чистоты и тогда он уже приглашается на пир. Совершенно не правы те, кто дерзают приступать к Святейшему Таинству Причащения, не очистив своей совести, своей души покаянием. Помните, как в другой притче на пир пришёл человек не в брачной одежде, той есть дерзнул приступить к Причащению с нераскаянными грехами. Господин спросил у него: "Друг, как ты вошёл сюда, не имея достойного одеяния?" Нечего было сказать тому человеку, и Господин приказал ему связать руки и ноги и выбросить в тьму кромешную. О христианин! Бог является управителем мира! Он даёт нам законы жизни, заповеди, по которым мы должны выстраивать свою жизнь! Удаляясь от Него, мы приходим к лютым и немилосердным бесам, которые заставляют нас вести образ жизни совсем недостойный человека. Нужно вернуться к Отцу нашему Небесному и всю свою жизнь смиренно каяться пред Ним, получать прощение своих грехов, соединяться с Ним в Пренебесном Таинстве Причастия и укрепляться в добродетельной, благочестивой жизни, которая, единственная, и является для человека нормальной, человеческой. А скотские, мерзкие грехи уводят человека от нормальной жизни и приводят к гибели. Не умирай, человек, вернись к Своему Любящему Отцу, вот Он постоянно выглядывает на дорогу - не идёт ли его возлюбленное чадо! Он ждёт нас.

Ещё есть другое сравнение в образе двух сыновей. Старший сын - образ человека, живущего праведной, добродетельной жизнью, младший сын - образ грешника. Отец, Бог, конечно, хвалит старшего сына за благочестивую, добродетельную, трудолюбивую жизнь и говорит, что за такую жизнь ты получишь в наследство всё моё имение - то есть Рай. Младший же сын, уйдя от Отца и всё своё богоподобное наследие осквернив всякой грязью, через покаяние вновь получает первозданную чистоту. Старшему сыну, который всё своё время посвящает труду и служению Богу, непонятно, почему младший сын снова принимается Богом?! Да ещё и получает прежнее достоинство, чистоту, светлую одежду?! Как же так?!

Это, дорогие христиане, те великие ДАРЫ нашего Господа Иисуса Христа, которые Он нам оставил. Это та самая Любовь, которой возлюбил Бог каждого человека. Каждый человек, как бы далеко он ни ушёл от Бога, в какие бы тяжкие и грязные грехи и страсти не пал, имеет возможность через покаяния, оплакивание своих грехов вновь вернуться к Отцу Небесному, вновь получить первую чистоту, вернуть себе богоподобное достоинство, войти в Рай. Теперь эта возможность есть у каждого, кто верует в Господа Иисуса Христа, раскаивается в своих грехах на Таинстве Исповеди, соединяется с Богом в Причастии, хочет спастись.

Через несколько воскресных дней мы вспомним один из ярчайших таких примеров - жизнь преподобной Марии Египетской.

Ну, а сегодня хочется пожелать всем нам: когда мы видим, что кто-то кается или пытается прийти к покаянию, не нужно такому человеку мешать на пути его возвращения к Богу, не нужно шушукать про него или неё и говорить, что я то его/её знаю, негде печати поставить, сплошные грехи. Вспомните о себе, о сегодняшней притче, о том, что сказал Отец, что нужно радоваться о том, что этот человек мёртв был и ожил, потерян был и нашёлся...

Ну и потом - неужто мы забыли, что радость бывает на небесах даже об одном грешнике кающемся! Давайте каяться, давайте радоваться сами о кающихся грешниках и будем радовать небеса! С неделей о блудном сыне, эта притча о нас с вами, будем каяться!

О.Николай Берсенев