Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

СВЯТИТЕЛЬ НИКИТА, ЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ

Дорогие друзья!

Сегодня утром отмечалась память святителя Никиты, епископа Новгородского.

В связи с тем, что его житие очень поучительно в отношении того, что ярко показывает бесовские козни и прельщение человека, который надеется только на себя и никого не слушается, считаю, что полезным будет вам услышать некоторые факты из его жития и небольшой их анализ в свете святоотеческого учения.

Итак, будущий святитель Никита в юном возрасте пришёл в Киево-Печерскую обитель, это была вторая половина 11-го века.

С первых шагов монашеской жизни он начал проявлять великую ревность к подвигам, но с одной только большой оговоркой - не умел и не привык слушаться, всё старался сделать по-своему, забывая, что один из четырёх обетов монашества - послушание.

Со временем его одолело желание уйти в затвор и пребывать в нём до конца своих дней. Игумен обители убеждал его, что совсем недавно один из монахов претерпел великий вред и чуть не погиб от бесовских искушений, так как совсем не был готов к затвору, не имел представлений о кознях бесовских.

А Никита был ещё совсем неопытным юношей, который имел кровяное, душевное разгорячение, основываясь на котором человек может погибнуть, так как это состояние не является благодатным.

Но Никита всё же не послушался мудрых предупреждений игумена, самовольно замуровал себя в пещере, оставив небольшое окошко, чтобы ему передавали пищу и всё необходимое. Никакие уговоры на него не действовали, он погрузился в состояние самообольщения и перестал кого-либо слушать вообще, считая, что выбрал правильный путь подвига и должен им идти, а его никто не понимает.

Для нас, жителей 21-го века, подвиг затвора непонятен совсем. Без электричества, без удобств, без горячего и холодного водоснабжения и нормальной канализации, даже без телефона и ноутбука и игровой приставки... Затвор. Это всё время сидеть в четырёх стенах и никуда не выходить? В полумраке и могильной тишине?

Затвор!

Это совсем не шутки. Это очень серьёзный подвиг и на него могли выйти единицы из сотен тысяч монахов и не факт, что они бы выдержали этот подвиг.

Но Никита не думал о тяжести затворнической жизни, его влекла необычность подвига, не такой, как все!

Влекло, конечно, и то, что в затворе подвижник по большей части предоставлен сам себе, его никто не посылает на послушания, никто ему не выговаривает - ведь ОН ЗАТВОРНИК!!! То есть в основании его желания уйти в затвор лежали не духовные причины, а греховные причины, но Никита их видеть не хотел, не хотел видеть свою гордыню, своё непослушание, дерзость, он хотел поскорее достичь "совершенства" и стать не таким, как все, а выше всех, лучше всех, чтобы все о нём говорили, восхищались им, хвалили его.

Вот такой была настоящая причина его затвора, игумен понимал это, но ничего не мог поделать с молодым, непослушным монахом.

Через несколько дней в затворе перед Никитой появился ангел, который сказал две вещи, которые образованного православного христианина должны были сразу озадачить и дать понимание, что за "ангел" явился ему.

Первое - явившийся ангел сказал ему, что он послан от Бога, "поклонись мне"! Вот этот момент - "поклонись мне" - обожают делать бесы.

Посмотрите в Апокалипсисе, несколько раз апостол Иоанн Богослов хотел поклониться святому Ангелу, но тот всегда удерживал апостола и говорил, что я служитель Богу и людям, Богу поклоняйся! А вот бесы любят, когда им покланяются.

Второе - пришедший "ангел" сказал Никите, "больше не молись, изучай только Ветхий Завет". Увы, не зная об опасности таких явлений, будучи неопытным в духовной жизни, не то, чтобы во брани, просто в духовной жизни, Никита послушался явившегося ему беса, принявшего только ВИД ангела света.

Увы, Никита забыл или не знал, что апостол Павел предупреждает в своём послании: "Разве вы не знаете, что бесы принимают вид ангелов света?!"

Но упоение гордыней и тщеславием было настолько сильным, что Никита всё больше и больше слушал явившегося беса, а тот распространял в мечтах Никиты свет, благоухание, откровения, даже помог Никите выучить наизусть весь Ветхий Завет и "открыл" в нём "дар прозорливости", только этот дар был зависимым от беса, находившегося рядом с Никитой.

Когда кто-либо вопрошал о чём-то Никиту, тот говорил, что мне нужно помолиться. И тогда он просил беса, чтобы тот помог ему, открыл, что нужно сказать пришедшему человеку. Этот бес на время исчезал, общался с другими демонами, собирал нужную информацию и потом подробно излагал всё Никите, а тот уже "возвещал" пришедшим людям "откровения".

Во многом эти откровения оказывались правдивыми, так как бесы тщательно собирают обо всех информацию, чтобы представить её на мытарствах, поэтому вскоре Никиту начали прославлять как прозорливого старца.

Но братия обратили внимание, что Никита никогда не цитирует Новый Завет, только Ветхий, не прибегает к спасительному покаянию, не желает причащаться. Со временем стало понятно, что Никита подвергся тяжёлой духовной болезни, которая называется прелесть, то есть повреждение бесовской ложью.

Братия обители начали усердно молиться за Никиту, держали за него строгий пост, бесов это начало сильно раздражать и они решили погубить Никиту, чтобы братия не успели его вымолить.

В скором времени бес в виде ангела сказал Никите: "Брат Никита, ты настолько в своём подвиге угодил Богу, что было решено живым тебя взять на небо, как когда-то пророка Илию. Этой ночью мы вознесем тебя живым на небеса. Никита попросил прийти игумена, через окошко он поведал тайну, что этой ночью его вознесут на небо живым. Игумен понял, что бесы решили его сгубить окончательно, собрал братию, рассказал о смертельной опасности для Никиты этой ночью, попросил их сугубо молиться.

Вечером игумен пришёл к Никите, разобрали вход в келью, игумен сказал, что останется с Никитой, чтобы проводить его на небеса.

В полночь явились бесы в своём истинном безобразном обличье, схватив Никиту, они начали его бить, выволокли во двор обители и хотели поднять высоко и разбить его об каменный помост. Но игумен и братия просили Милосердного Бога пощадить Своё заблудшее создание. Тогда бесы смогли сорвать с Никиты только его мантию и бросить её с высоты, после чего бесы исчезли, не получив жизнь Никиты. А игумен только сказал Никите: "Видишь, что хотели с тобой сотворить враги рода человеческого? Как хотели погубить тебя? А всё из-за твоей самости, непослушания и гордыни!"

В результате этого бесовского воздействия на Никиту, у него в расслаблении было всё тело, год его ставили на ноги, он разучился читать, писать, ходить, говорить, не помнил не только Ветхого Завета, но самых простых вещей не мог запомнить и выполнить.

 

Несколько лет пришлось выхаживать Никиту, который ко всему долгое время не хотел молиться и ходить в храм к Таинствам Исповеди и Причастия. Только благодаря великому терпению и любви братии, их заботам, их молитвам по милости Божией Никита всё же пришёл в нормальное состояние, глубоко раскаялся в своём проступке, благодарил Бога и братию за заботы о нём, а со временем был даже избран и рукоположен во епископа г. Новгорода.

Вот такое поучительное житие, и мне бы очень хотелось, чтобы современные христиане ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНО отнеслись к этому примеру. Первое, запомните, что говорят все Святые - никогда не надейся на себя и на своё мнение, советуйся, ибо "спасение в совете многом". Иногда в основании наших самых распрекрасных порывов души может лежать самая обыкновенная гордость и тщеславие. Не доверяйте себе, своим порывам, советуйтесь со священниками, не со всеми подряд, но с теми, к кому у вас есть доверие, с теми, кто старается не навредить, а помочь в деле спасения.

Второе, нельзя в духовной жизни думать, что любое необычное явление - от Бога, наоборот, нужно опасаться любого необычного явления по причине того, что мы находимся в состоянии падения и мы недостойны, мы ВОИСТИНУ НЕДОСТОЙНЫ никаких откровений от Бога. Снова и снова нужно напоминать себе первую заповедь Блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное". Нищета духовная - это честное осознание и видение своей греховной жизни. Если это видение есть, то какие тогда мне видения, дары от Бога, прозорливость, дар исцелений и прочее... Нам, окаянным грешникам, оставлен путь плача о своих грехах, путь правильный, непрелестный. Святые учат, что Господь тебя не осудит, что ты не был чудотворцем или прозорливцем, но вот за отсутствие покаяния, плача о своих грехах, за отсутствие смирения - может осудить. Итак, человек грешный не достоин воспринять Божественных Даров, они станут для него и для других губительными. Грешному человеку нужно заниматься покаянием, исправлением своей греховной жизни, а не исканием в себе "духовных даров".

Третье, как мы видим, духовные дары, а, вернее сказать, тонкую их подделку подсовывают людям бесы с одной только целью - погубить человека с этими "дарами" и через него постараться погубить и других людей. Здесь включаются все возможные механизмы бесовских искушений: имитация прозорливости - когда вас называют по имени и рассказывают что-то из вашей жизни или из жизни ваших близких, хотя в этом ничего "чудесного" нет, так как бесы делятся всей, доступной им информацией с любым своим подопечным (магами, чародеями, ясновидящими, гадателями, астрологами и прочими служителями бесов), кроме имитации прозорливости могут быть сымитированы некий свет, некое благоухание, голоса, пение, перемещение предметов на расстояние, даже летание, говорение на непонятных языках, низведение огня и прочие фокусы, которые, кстати, по свидетельству всех Святых Отцов очень умело будет вытворять антихрист, чтобы привлечь за собой людей. Мечтательные чудеса привлекут и привлекают людей, которые не хотят идти за Христом Спасителем, не хотят нести свой жизненный Крест, но хотят благодаря различным магическим средствам хорошо прожить земную жизнь. Про Вечную Жизнь такие люди обычно не думают.

Дорогие христиане!!! Ни в коем случае не прельщайтесь на разные "чудеса", многие из которых в скором времени разоблачаются, как шарлатанство.

Помните, что главное чудо для каждого из нас - это наше искреннее покаяние пред Богом, изменение нашей греховной жизни, соединение с Господом в Таинстве Причастия!

Вот оно, истинное Чудо Божие, которое постоянно совершается во всех православных храмах, на каждой Литургии.

Давайте будем приходить ко Господу, Он нас исцелит, утешит, защитит.

Изгоняя из Рая Адама и Еву Господь возложил на них "кожаные ризы", то есть неспособность видеть духовный мир, так как после грехопадения человек при открытии духовного мира может общаться только с падшими духами, бесами, а они, проклятые, только этого и ждут, когда мы им поверим, когда мы им откроем. Не дай Господь!

Запомните пример святителя Никиты Новгородского.

Живите спокойной христианской жизнью и унаследуете спасение и Рай!

Святой Иоанн Лествичник учит: "Берегись всякого особенного пути, он не полезен тебе!"

Вот и я прошу вас - берегите себя.

Да хранит нас всех Любовь Божия! С праздником! +

О. Николай Берсенев