Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 ФЕВРАЛЯ

Дорогие братья и сестры!

Мы с вами дожили до того периода церковного года, когда начинаются подготовительные недели к Великому Посту.

Вчера за всенощным бдением начали уже петь покаянное умилительное песнопение "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче", это песнопение будет петься до Вербного воскресенья.

Сегодняшний воскресный день имеет название "Неделя о мытаре и фарисее". (На всякий случай напоминаю, что словом "неделя" в церковной традиции обозначается "воскресный день", а отрезок в 7 дней в церковной традиции называется "седмица").

Итак, "Неделя о мытаре и фарисее" получила свое название по притче, которая читается в этот день во время Литургии.

Вот её содержание. Два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, другой мытарь. Фарисей, став впереди, начал благодарить Бога: "Боже, благодарю тебя, что я не такой, как другие люди, воры, прелюбодеи, или как этот мытарь, пощусь два раза в субботу, десятину отдаю от всего, что зарабатываю".

Мытарь же не смел поднять глаз своих на небо, только бил себя в грудь и восклицал: "Боже, милостив буди мне, грешному!"

И пошёл в свой дом мытарь оправданным, а фарисей осуждённым.

На первый взгляд может показаться, что добродетельная жизнь, которой старается держаться фарисей, неугодна Богу, но это не так. Неугодным Богу является гордыня фарисея, его превозношение над другими, его осуждение других людей и абсолютное невидение и неведение собственных грехов.

Такое состояние души, ума, чувств является ненормальным, греховным, даже если внешне человек молится, постится, подаёт милостыню.

Гордыня и самолюбие закрывают общение с Богом, так как "Бог гордым противится"!

Мытарь же, будучи презираемым всем обществом сборщиком налогов, при чем на чужую страну, зная за собой огромное количество грехов, с сокрушением бьёт себя в грудь и просит милости: "Боже, милостив буди мне, грешному!"

Как же быть? Нужна ли нам благочестивая жизнь? Или мы получим осуждение, как фарисей? Благочестивая жизнь очень нужна нам всем, а вот самолюбование при этом перечёркивает все добрые плоды благочестивой жизни.

Святые Отцы указывают на такую бесовскую хитрость. Иногда бесы отступают от человека и не борют его никакими страстями и грехами, но оставляют только один грех, который отравляет всю духовную жизнь человека, губит его и приводит в ад. Это грех гордости.

Из-за него светлейший архангел стал негодным, злобным диаволом, из-за него отпала часть ангелов, стали бесами, из-за него пали люди, ибо диавол пообещал им, что станете, как боги.

После грехопадения человеку нужно было покаяться, смириться перед Богом, попросить у него прощения за свои грехи, что и сделал мытарь и был прощён и оправдан.

Вот и нам, современным христианам, Церковь заповедует - не смотри на свои добродетели, не хвались ими, не приписывай себе то добро, которое творит через тебя Бог.

Но смотри на свою жизнь, как мытарь, которому было стыдно за множество своих грехов, за свои недостойные проступки перед Богом и людьми, и он раскаивается в них, и получает полное прощение.

В Заповедях Блаженств Спаситель первой поставляет заповедь о смирении себя - "блаженни нищие духом", а второй заповедью поставляет плач о грехах - "блаженни плачущии, ибо они утешатся". Вот такой должна быть правильная духовная жизнь, смиренной, покаянной, осуждающей себя и свои грехи, не осуждающей других, не теряющей никогда надежды на спасение.

Многие из нас сегодня не хотят себя видеть ни в образе мытаря, ни в образе фарисея, а мне бы хотелось всех нас поздравить с этим днём - мытаря и фарисея.

Друзьям я всегда говорю, что это наш профессиональный праздник. Если мы стараемся исполнять правила Церкви - ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, поститься в среду и пятницу, в выходные дни приходить на Исповедь и на Причастие, помогать людям, жертвовать от своих доходов нуждающимся - всё это правильно и хорошо и одобряется Богом, если при этом мы будем иметь устроение души, ума и, чувств, как у мытаря, то есть стараясь жить благочестиво, богоугодно, не будем приписывать себе, что "я не такой как прочие человеки"...

Дай Господь, чтобы мы жили по заповедям Христовым с покаянным чувством мытаря, всегда напоминая себе, что мир сей - это "юдоль плача", а не место радости и утешения, что всё человечество болеет грехами и, страстями и мы в этом отношении не, являемся исключением.

Нужно стараться из своей жизни постоянно выбрасывать гордыню, самолюбование, самооправдание, превозношение над другими. Ведь Бог гордым противится, а смиренным даёт Благодать.

Пусть в Боге мы получаем себе не Противника против своей жизни, а Раздаятеля Благодати, Милостивого Спасителя наших грешных душ, и Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков, аминь+

О. Николай Берсенев