Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

СОБОР ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ

12 ФЕВРАЛЯ 2022, СУББОТА

Дорогие братья и сестры,

с праздником вас поздравляем Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго.

Недавно мы отмечали память этих святых по отдельности, сегодня празднуется их собор, и не случайно.

В царствование в Византийской империи императора Алексия Комнина (рубеж 11-12 веков) среди простого народа начал разгораться спор о почитании трёх святителей.

Незаметно для себя люди начали делиться на три лагеря почитателей.

Одни говорили, что святитель Василий Великий вёл строжайшую, аскетическую жизнь, оставил правила и уставы для монашеской жизни и для мирян, был воистину великим отцом. Эта часть почитателей начала себя именовать "василианами".

Другие же выставляли добродетельную жизнь и сладкозвучное риторство и милосердие великого святителя Иоанна Златоустаго.

Они себя называли "иоаннитами".

Третья же часть общества утверждала, что в познании Божественных догматов нет равного святителю Григорию Богослову. Они называли себя "григортанами".

И настолько ослеплены были люди своей привязанностью к личностям святых, что дело доходило иногда даже до драк, но, к сожалению, греховное ослепление, самость, гордыня, нежелание слушаться пастырей Церкви - всё это усугубляло состояние людей, которые не заметили, что разделились и враждовали между собой вопреки заповеди Спасители:

"Заповедь новую даю вам - да любите друг друга!"

И ещё: "Как я узнаю, что вы Мои ученики? Если любовь будете иметь между собою!"

Но диавол посеял вражду между учениками Христовыми и какое-то время люди не замечали, что находятся в греховном состоянии ненависти, что это совсем не то состояние, в котором должен находиться христианин.

Так как никакие увещания не могли примирить паству, которая причащалась из одной Чаши Единого Тела и Крови Христовой и именовалась "христианами", но из-за диавольской вражды забыла об этом, должно было произойти событие, которое бы изменило эту ситуацию. И оно произошло.

Однажды все три Святителя явились святому Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, и сказали ему: "Передай народу, что мы перед Богом имеем единую честь и славу и не выделяем одного перед другим, пусть прекратят греховное разделение, но почитают нас как святых, находящихся у Бога в едином достоинстве и славе!"

Святитель Иоанн Евхаитский собрал народ и духовенство и объявил о явлении Трёх Святителей и о их словах.

Благодаря святой жизни митрополита Иоанна Евхаитского народ внял ему, раскаялся в своей "ревности не по разуму" и споры и раздоры в отношении Трёх Святителей прекратились.

А святитель Иоанн Евхаитский установил дополнительно память всех трёх Святителей 12 февраля.

В связи с этим историческим примером несколько слов добавлю в отношении современных проблем духовной жизни и, к сожалению, невидения некоторыми христианами, что это проблемы, а не нормы духовной жизни.

Если ранее авторитет Святых Отцов Церкви был для христиан законом, то в наше время некоторые христиане, в том числе, увы, и духовенство отказываются от святоотеческого наследия, считая, что современному человеку оно не нужно и не понятно.

Это, конечно, беда, так как святоотеческое наследие даёт всем православным христианам прямой и правильный путь ко спасению.

А теперь, кто отказывается от наследия Святых Отцов, по своей горделивой глупости ставят себя выше и святителя Иоанна Златоустаго, и святителя Василия Великого, и святителя Григория Богослова.

Что это? Безумная, дьявольская гордыня, которую нужно лечить, пока человек не оказался вместе с диаволом в аду.

Из-за разрушения огромного количества храмов и убийства огромного количества духовенства, монашества и благочестивых мирян в России подорваны, очень сильно разрушены основы и понятия о духовной жизни.

Многие современные христиане не знают основ духовной жизни и, к сожалению, зачастую не хотят научиться правильной духовной жизни.

Нередко среди мирян буйным цветом процветает наряду с церковностью псевдодуховность, хождение к гадалкам, чтение гороскопов, суеверия, вера в сны и приметы, нежелание молиться дома, нежелание регулярно приступать к Таинствам Церкви.

То есть губительным результатом революции и разрушения устоев христианской жизни стали неверие, бездуховность и безграмотность современных христиан, которые считают, что они вполне всё знают сами и никакие наставники и наставления им не нужны.

Это, конечно, большая беда нашего общества, и нужны огромные труды, молитвы, ПОНИМАНИЕ(!!!) того, в каком плачевном состоянии находится сегодня население России в целом и православная его часть в частности.

Есть ещё одна проблема, которая касается уже людей более-менее воцерковленных. Нередко в процессе воцерковления человека большую роль играет какой-либо священник или монах, реже мирянин, которых в каком-то или в прямом смысле можно считать духовным отцом, духовным наставником. При нормальном состоянии духовного общения христианина с духовным отцом христианин получает только пользу. Как, например, при занятии с учителем школьник намного быстрее, правильнее запоминает материал и решает потом легко задачи, нежели если ученик сам, без учителя, попытается изучать учебник и что-либо потом решать.

Правильно совершаемое духовничество очень важно для становления христианина, очень важно для правильного его духовного направления, особенно при первых шагах в духовной жизни.

Но, как разными бывают учителя в школе, такими же разными бывают и священники в храмах, которые являются живыми людьми, со своими особенностями характера, интеллектуального и культурного развития, со своими добродетелями, и со своими страстями и грехами.

И вот живой священник с набором присущих ему положительных и не очень черт совершает (иногда не совершает) дело духовного попечения о пастве.

В некоторых случаях это руководство может быть очень успешным, иногда нет.

В некоторых случаях успешного пастырского руководства о священнике начинают говорить, славить его и иногда священникам эта слава, а вернее тщеславие очень нравится, но признаться в этом как-то неудобно ведь, правда? И тогда начинается культ личности... но не Сталина, а священника, который иногда такому культу личности очень даже рад и начинает подыгрывать прихожанам.

Таким образом иногда внутри Православной Церкви начинают создаваться настоящие секты со своими гуру, авторитет которых почему-то становится аксиоматичным, безгрешным, но мы же знаем из Писания "что всяк человек ложь", что Истина - это Господь, а не человек.

А апостол Павел очень ясно об этом говорит, что "не плотские ли вы?

Если вы говорите, что я Павлов, я Аполлосов?.. Разве Павел за вас распялся?"

Но для людей, которые не хотят жить нормальной православной духовной жизнью авторитет Священного Писания не так важен, важно, что скажет "батюшка", вот это вот авторитет последней инстанции.

И "батюшка" иногда начинает "говорить", а вернее нести разный бред, но раз он видит, что его "слушают", то почему бы и не "поговорить".

Все святые называли искусство спасения души НАУКОЙ ИЗ НАУК!!!

Только недалекие люди думают, что они всё знают и им не нужно ни духовное образование, ни Святые Отцы, которые достигли спасения и объясняют, как спасаться.

Некоторым людям проще заниматься "самолечением" или пользоваться советами различных неучей. Бывают ситуации, когда люди подменяют духовную жизнь на игру в нее, могут всю свою жизнь "играть", а не серьёзно работать над своей душой.

Неправильно, губительно, когда из человека, пусть даже хорошего и святого делают идола, обожествляют его, от этого бывают тяжелейшие последствия и даже гибель людей. Наш Господь и Спаситель является Богочеловеком, воплотившимся Всесвятым, Всемогущим и Всесовершенным Богочеловеком.

Когда кто-либо обожествляет человека, возникает уродливое, противоестественное понятие человекобог, таковым обольщением искусил диавол первых людей ("будете как боги"), этим же обольщением диавол искушает нас и сегодня, чтобы мы не слушались Бога, Церковь, Святых Угодников, но слушались себя или тех, кто нам нравится, вне зависимости от того, ко спасению ли приведёт нас этот человек или нет.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Душу спасти - не лапоть сплести!"

Спасение души - это цель и смысл христианской жизни.

Всё, что здесь сегодня мной написано, написано по причине того, что мне очень хочется, чтобы мы с вами правильно и спасительно совершали путь нашей христианской жизни, чтобы мы помнили, что главный авторитет для нас - это Господь, это Священное Писание и Священное Предание, Учение Святой Церкви, Святых Отцов, вот на чем нужно основывать свою духовную жизнь. И тогда вы точно не ошибетесь, тогда вы точно сможете достигнуть Царствия Небесного и славословить бесконечно Отца и Сына и Святого Духа во веки веков, аминь+

о. Николай Берсенев