Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

Достойно есть

Почитание «Достойно есть» связано со следующим историческим событием.

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде:

„Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" — и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим…"». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть», а местность, где произошло чудо, стали называть «Адин» (от греческого слова петь) в память о чудесном явлении архангела Гавриила.

Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.

В процессии участвуют представители всех афонских обителей, Священный Кинот во главе с Протом, светские власти Афона, сотни монахов и паломников. Все они по очереди несут на руках чудотворный образ Богородицы. Радостно звонят колокола и громко звучат византийские духовные песнопения.

Торжественное шествие по окрестностям столицы Афона Кареи продолжается от пяти до шести часов. Маршрут выбран в строгом соответствии с Уставом Святой Горы Афон 1508 года, и за его точностью наблюдает один из монахов.

С традиционным Крестным ходом с образом Пресвятой Богородицы «Достойно есть» связаны многие чудесные события.

В 1488 году четверо монахов не вышли навстречу святой иконе. Они заперлись в своей келии и оттуда всячески оскорбляли подвижников, называя крестный ход противозаконным.

На хулителей святыни обрушился гнев Божией Матери. Вечером того же дня начался сильный дождь и град. Все растения оказались побиты, а плоды погибли. Причём несчастье коснулось только подворья монастыря Святого Дионисия, где жили монахи-святотатцы. Последние доложили о случившемся несчастье в обитель. В то время в монастыре находился Святейший Патриарх Константинопольский Нифонт, который наложил на отступников строжайшую епитимью.

На следующий год четыре монаха, вразумлённые чудесным способом, выразили уже подобающее уважение святыне, а у совершающих крестный ход торжественно просили прощения.

В другой раз нарушителями святоотеческого предания оказались насельники монастыря Кутлумуш. Наущаемые лукавым, они вообразили себе, что так как они живут в монастыре, то не должны совершать крестного хода вместе с живущими в отдельных кельях, а должны делать это отдельно. Так они и поступили. Но Богоматери неугодно было такое превозношение кутлумушцев: с суши и моря напали на пристань обители разбойники и предали огню всё там находившееся. Увидев этот явный гнев Божий, кутлумушцы раскаялись в своём грехе и впредь стали следовать чину, установленному древними отцами, совершая крестный ход вместе с остальными монахами.

Однако, спустя некоторое время эти же иноки из Кутлумуша снова оказались нарушителями древних обычаев. На этот раз они получили свыше новое вразумление: внезапно разрушилась недавно построенная их трапеза и некоторые другие здания в обители. Видя это, иноки поспешили раскаяться в своём неразумии.

О ещё одном чуде, связанном с иконой «Достойно есть», рассказывал современный подвижник старец Паисий Святогорец: «В понедельник Светлой Седмицы я сидел в архондарике своей кельи и творил молитву Иисусову. Вдруг я почувствовал необыкновенно сильное благоухание, вышел в коридор, чтобы посмотреть, откуда оно исходит, потом пошел в церковь – но благоухание шло не оттуда. Я вышел из каливы во двор. Здесь благоухание чувствовалось сильнее. Потом я услышал, как бьют в деревянное било. Поглядев в сторону Кутлумушского монастыря, я увидел, как вниз идет Крестный ход, и понял, что это благоухание исходит от иконы Пресвятой Богородицы».

Икона «Достойно есть» пять раз покидала Афон чтобы утешить, тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Паломники могли ей поклониться за пределами Святой Горы в 1963, 1985, 1987, 1999 и 2012 годах.

Икона «Достойно есть» известна многочисленными чудесными исцелениями, которые она дарит страждущим и немощным. Чудеса у чудотворного образа происходят и по сей день.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пресвятой Богородицы, на правой Её руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. В 1836 году для иконы изготовили позолоченный оклад, выполненный в традиционной святогорской технике.