Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 47

Святой праведный Николай Афинский (Планас)

01Святой Николай Планас родился на острове Наксос в 1851 году. После скоропостижной смерти отца перед семьей остро встали проблемы выживания. Четырнадцатилетний мальчик вместе с мамой и сестрой вынужден был перебраться в Афины.
Николай рано женился, но его супруга умерла при родах. После своей дьяконской хиротонии он поделил наследство с сестрой и свою долю в имуществе предложил в залог за дом соседа. Деньги к нему так никогда и не вернулись. По словам составителя его жизнеописания: «Освободившись от мирских и имущественных попечений, он всецело и беспрепятственно посвятил себя аскетическому образу жизни великих подвижников-пустынников, только посреди многолюдного града Афин». Через пять лет в 1884 он был рукоположен во священника.
На протяжении 50 лет о. Николай ежедневно служил с 8 утра до 3 дня. Делал это и в холодные зимы, и в летний зной, и в народные восстания, и даже во время англо-французской оккупации 1917 г.

Свою жизнь и жизнь общины отец Николай не представлял в отрыве от храма. Это отличало его от внецерковных организаций, существовавших независимо от жизни прихода и епархии, и зачастую переносивших евхаристию и исповедь в частные молельные дома или даже офисы.
В отличии от духовно-просветительского общества «Зои» («Жизнь») батюшка служил долго, ничего не сокращая и не меняя в богослужении. «Сначала он поминал почивших патриархов, митрополитов, священников, диаконов и своих земляков с Наксоса и из Афин. Записки, которые ему давали, отец Николай поминал по много месяцев».
И парадоксальным образом эти длинные службы собирали больше народу, чем краткие адаптированные к современности «сидячие» богослужения внецерковных организаций. Люди приходили на службы отца Николая семьями, отпрашиваясь с работы и откладывая дела. В храме собирались представители всех возрастов и сословий. 

03
Многие из них впоследствии сыграли ключевую роль в церковной и общественной истории Греции. Среди прихожан Планаса были будущий митрополит Пентапольский и выдающийся церковный писатель Нектарий Кефалас, старец Филофей Зервакос, иконописец и литератор Фотис Кондоглу, писатели Александрос Пападьямантис и Александрос Мораитидис, представители епископата и игумены афонских монастырей.
На первый план у отца Николая выходит мистическая глубина богослужения, которое воспринималось батюшкой как реальное богообщение и богопознание. Таинство для него было именно таинством, встречей с Богом и причастностью к соборной Церкви Христовой, а не тварным средством для восполнения благодати.
В то время как у общества «Зои» проповедь фактически заняла центральное место в богослужении (разрывая Евхаристию), отец Николай вообще не проповедовал. Он учил не словами, а примером собственной жизни, своим литургическим благоговением и благочестием. Главным его миссионерским средством было богослужение, драгоценное время молитвы он предпочитал не тратить на формальные и банальные слова.

Отец Николай не ориентировался на этикет и светское обхождение, «он был исключительно прост, словно малое дитя, но в то же время разумен в своих ответах на различные вопросы». В отличие от идеологов внецерковных организаций отец Николай был далек от законничества и морализаторства. От других он не требовал строгих постов, но сам был настоящим подвижником. Ел только один раз в день вечером, а всю Четыредесятницу не вкушал масла.
Отец Николай Планас сочетал личный подвиг с социальным служением. Он заботился не только о духовных, но и о материальных нуждах своей паствы. «Через руки отца Николая проходили большие деньги, но они немедленно расходились на милостыню».
В отличие от внецерковных обществ батюшка строил жизнь своей общины на фундаменте исихастской аскетической традиции. Его мировоззрение сформировалось под влиянием афонского «филокалического возрождения» («Филокалия» с греческого – «Добротолюбие», фундаментальный труд, в котором собраны творения авторитетнейших отцов Церкви). 
Он сам творил непрестанную молитву и призывал своих прихожан к аскезе и подвигу. Многие из его духовных чад стали впоследствии монахами, а некоторые подвижниками в миру. Фактически община Николая Планаса напоминала «монастырь в миру» - ее члены совмещали духовное делание и молитвенный подвиг со сложной жизнью в условиях большого города.
02
Неоднократно святой Николай Планас сподоблялся явлений святых. Однажды его по зависти изгнали из храма св. Пантелеимона, и когда отец Николай шел и плакал из-за того, что не может послужить литургию, ему явился юноша и утешил его. Это был сам святой великомученик и целитель Пантелеимон. Во время литургии как-то заметили, что у престола вместе с отцом Николаем стоит еще кто-то. Отец Николай сказал просто, что это священномученик Фока, но запретил об этом рассказывать до его смерти. Были случаи, когда духовные чада видели его в сиянии Божественного Нетварного Света.
В отличие от внецерковных организаций, отец Николай никогда не тратил время на критику иерархии и не противопоставлял свою общину как касту «избранных» к «официальной» Церкви. Он был настроен не на отрицание и критику, а на позитивное исполнение своего долга.
Смерть отца Николая Планаса 2-го марта 1932 года стала настоящим ударом для современников. Проститься c ним съехались тысячи людей, а его похороны напоминали прощание с королем или патриархом. Весь центр Афин был заполнен морем людей. Простой афинский священник за свою недолгую жизнь успел сделать для Церкви больше, чем многие ученые богословы его времени.