Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

Святой Петр - бывший мытарь

ОН РАСХВОРАЛСЯ ТАК СИЛЬНО, ЧТО БЫЛ БЛИЗОК К СМЕРТИ, И ВОТ ЕМУ ПРЕДСТАВИЛОСЬ В ВИДЕНИИ, БУДТО СТОИТ ОН НА СУДЕ И НА ВЕСЫ КЛАДУТ ЕГО ДЕЛА…

СВЯТОЙ ПЕТР, БЫВШИЙ МЫТАРЬ

ДЕНЬ ПАМЯТИ – 05 ОКТЯБРЯ (ПО НОВ. СТ.)

В Африке жил один жестокосердный и немилостивый мытарь, по имени Петр; никогда он не пожалел неимущих, не имел в уме своем помышления о смерти, не ходил в Божии церкви, сердце его всегда было глухо к просящим милостыню. Но благой и человеколюбивый Бог и сему Петру явил Свою милость и спас его следующим образом.

Продолжить

Подготовка к Великому посту

Первая приуготовительная седмица к Великому посту
Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подговительные седмицы поет на воскресных утренях, начиная с Недели (воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В подговительные седмицы, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» - положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» - лежит притча о блудном сыне. В основе третьей - «Множество содеянных мною лютых» - предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.

 

Дети и церковь

Многие родители рассуждают так о своих детях и церкви: вырастет, сам все поймет. Но это все равно что не обрабатывать землю и говорить: зерно само вырастет. Нет, вырастет репей, крапива, бурьян, полынь, вырастет что угодно, но не зерно. Ничего доброго не будет, если над этим не трудиться.

Известно, что сорняк растет и размножается сам, а доброе семя нужно поливать, удобрять, полоть, окапывать, чтобы произросло что-то доброе.

Чтобы воспитать в дитяти, допустим, молитвенность или любовь к храму, нужно потратить десятилетия, а чтобы научить матершинничать, достаточно одного вечера. И так во всем.

Поэтому издревле детей крестили сразу после рождения, на сороковой день или даже на восьмой, чтобы с самого младенчества ребенок имел возможность причащаться Святых Христовых Таин, чтобы мать могла его носить постоянно в храм, чтобы он постоянно слышал слово Божие, видел святые иконы, слышал церковное пение, чтобы пребывание его в церкви создавало противовес тому злу, которое существует в мире, и злу, которое существует в нем самом.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Интересное о Крещенской воде

Относительно Крещенской воды хотелось бы напомнить несколько простых, но очень важных вещей.

1. Вода, которая освящается в Сочельник и которая будет освящаться на следующий день, одинаковая и ничем не отличается одна от другой. Не надо ждать Крещения, потому что "это особенная вода, не такая как в Сочельник" или наоборот "Вода, освященная в Сочельник особенная, более сильная"...или еще какие байки - просто надо запомнить - вода и та и другая совершенно одинаковая!

2. Вода, набранная в одном храме ничем не отличается от набранной в другом, разве что по вкусу из-за особенностей системы водопровода. И если кто-то вам станет говорить, что "в этом храме вода мощнее заряжена, тут священник с сильной энергией освящал", то не прибегая к ругани, а очень мягко и деликатно напомните о том, чем отличается православие от оккультизма и магии и вообще от язычества.

3. Купаетесь ли вы в Крещенских водах или нет - это не суть важно. Важно понимать, что если вы не живете в ограде Церкви, то толку от купания нет никакого.

4. Купание в Крещенской воде не исцеляет мгновенно всех от всякой болезни и не омывает грехи.
Кто-то и правда может получить исцеление, а кто-то и умереть в проруби - это зависит и от веры и от состояния здоровья и Бог еще знает от чего еще. Важно понимать, что если вы серьезно больны, то подвергать себя таким серьезным испытаниям сродни искушению Господа... Ну и уж если решились, то сделайте это с благословения священника, который вас достаточно хорошо знает. И уж разумеется, купаться следует трезвым.
Возвращаясь к грехам...омывает их не Крещенская вода, а покаяние в Таинстве Исповеди. Больше никак. Даже если вы километра два проплывете в проруби туда-сюда, а на исповедь не придете, то грехов меньше не станет.

5. Если вы приходите в храм пару раз в году - весной, освятить куличи с яйцами и зимой, за Крещенской водой, то толку от набранной воды для вас практически не будет никакого. Это обычное язычество, вера в магию, в то, что "вода заряжена". Надо становиться православным христианином, тогда и вода будет в пользу. И куличи с яйцами. А для этого надо начать ходить на богослужения (хотя бы для начала на Воскресную Литургию) и прибегать к Таинствам, главные из которых Исповедь и Причастие. Надо начать перестраивать свою жизнь на Евангельский лад, научиться не просто верить в Бога но и верить Богу. Ну и уж окончательно изгнать из себя самого страшного беса наших дней - "бога в душе"! Помоги нам всем в этом Господь!

6. Крещенскую воду принято потреблять каждый день утром натощак вместе с просфорой или артосом, прочитав наперед молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

И осенив себя Крестным знамением.

Поэтому наберите себе в эти два дня воды столько, чтобы хватило для всех членов семьи, кому это потребно. Но и цистерна вам скорее всего не потребуется - Крещенскую воду можно разбавлять простой и от этого она не станет "менее сильная" или "слабее заряженная" - гоните от себя язычество и подальше!

Не забудьте набрать водички для тех, кто сам не в силах - бабушкам, больным, кормящим и т.п. - они помянут вас в своих молитвах и Господь их непременно услышит.

7. Если человек серьезно заболел или какая-то надобность важная, то потреблять воду можно не только утром и не обязательно натощак.

Кроме того, этой водой можно (и нужно!) иногда кропить с молитвой квартиру или дом. Хорошо, когда это действие совершит священник во время молебна, но может это творить и мирянин.

8. Если Крещенская вода у вас испортилась, такое редко, но бывает, не стоит тяжко скорбеть, а вот укорить себя следует. Нам не всегда известны причины подобного, но часто это бывает при ненадлежащем, без благоговения, хранении.

В этом случае, воду нельзя выливать в унитаз или в раковину или из окошка. Воду надо вылить в не попираемое место. Например, полить ей цветы на даче. Или вылить в разожженную печь...

Священник Димитрий Филин

О Крещении

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

Крещенская вода и купания
На Крещение вода освящается дважды: первый раз в Сочельник, а второй, собственно, на праздник. Самая главная народная традиция на Крещение это, конечно же, купание в водоемах и прорубях. К этому в Церкви есть разное отношение, но я думаю, что если все делать правильно и последовательно, то она вполне приемлема. Считаю, что для Церкви важно не ограничиваться стенами храма, а максимально распространять радость праздника даже на людей далеких от Церкви. Тем более что таких дней в церковном календаре не так уж и много. Единственное, я бы рекомендовал верующим, желающим искупаться на Крещение, сделать это уже в полдень 19 января, потому что на ночных купаниях, куда приходит много людей нецерковных, может быть не очень благочестивая атмосфера. Хотя, по большому счету, принципиальной разницы здесь нет.

Пост в Сочельник
В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво. По сути, Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня – не постный.

Как провести время
Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается. Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник

ПЕРВОЗВАНСКИЙ Максим, священник