Московский Патриархат Русской Православной Церкви
Видновского Благочиния Московской Епархии

Преображенский храм
пос. Совхоза им. Ленина

Подготовка к Великому посту

Первая приуготовительная седмица к Великому посту
Перед Великим постом Устав назначает три подготовительные недели, или седмицы, Неделя о мытаре и фарисее – первая из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно отличается от обычного.
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в подговительные седмицы поет на воскресных утренях, начиная с Недели (воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В подговительные седмицы, на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» - положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» - лежит притча о блудном сыне. В основе третьей - «Множество содеянных мною лютых» - предсказание Спасителя о Страшном Суде.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию.

И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.

Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).

Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.

 

Дети и церковь

Многие родители рассуждают так о своих детях и церкви: вырастет, сам все поймет. Но это все равно что не обрабатывать землю и говорить: зерно само вырастет. Нет, вырастет репей, крапива, бурьян, полынь, вырастет что угодно, но не зерно. Ничего доброго не будет, если над этим не трудиться.

Известно, что сорняк растет и размножается сам, а доброе семя нужно поливать, удобрять, полоть, окапывать, чтобы произросло что-то доброе.

Чтобы воспитать в дитяти, допустим, молитвенность или любовь к храму, нужно потратить десятилетия, а чтобы научить матершинничать, достаточно одного вечера. И так во всем.

Поэтому издревле детей крестили сразу после рождения, на сороковой день или даже на восьмой, чтобы с самого младенчества ребенок имел возможность причащаться Святых Христовых Таин, чтобы мать могла его носить постоянно в храм, чтобы он постоянно слышал слово Божие, видел святые иконы, слышал церковное пение, чтобы пребывание его в церкви создавало противовес тому злу, которое существует в мире, и злу, которое существует в нем самом.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Интересное о Крещенской воде

Относительно Крещенской воды хотелось бы напомнить несколько простых, но очень важных вещей.

1. Вода, которая освящается в Сочельник и которая будет освящаться на следующий день, одинаковая и ничем не отличается одна от другой. Не надо ждать Крещения, потому что "это особенная вода, не такая как в Сочельник" или наоборот "Вода, освященная в Сочельник особенная, более сильная"...или еще какие байки - просто надо запомнить - вода и та и другая совершенно одинаковая!

2. Вода, набранная в одном храме ничем не отличается от набранной в другом, разве что по вкусу из-за особенностей системы водопровода. И если кто-то вам станет говорить, что "в этом храме вода мощнее заряжена, тут священник с сильной энергией освящал", то не прибегая к ругани, а очень мягко и деликатно напомните о том, чем отличается православие от оккультизма и магии и вообще от язычества.

3. Купаетесь ли вы в Крещенских водах или нет - это не суть важно. Важно понимать, что если вы не живете в ограде Церкви, то толку от купания нет никакого.

4. Купание в Крещенской воде не исцеляет мгновенно всех от всякой болезни и не омывает грехи.
Кто-то и правда может получить исцеление, а кто-то и умереть в проруби - это зависит и от веры и от состояния здоровья и Бог еще знает от чего еще. Важно понимать, что если вы серьезно больны, то подвергать себя таким серьезным испытаниям сродни искушению Господа... Ну и уж если решились, то сделайте это с благословения священника, который вас достаточно хорошо знает. И уж разумеется, купаться следует трезвым.
Возвращаясь к грехам...омывает их не Крещенская вода, а покаяние в Таинстве Исповеди. Больше никак. Даже если вы километра два проплывете в проруби туда-сюда, а на исповедь не придете, то грехов меньше не станет.

5. Если вы приходите в храм пару раз в году - весной, освятить куличи с яйцами и зимой, за Крещенской водой, то толку от набранной воды для вас практически не будет никакого. Это обычное язычество, вера в магию, в то, что "вода заряжена". Надо становиться православным христианином, тогда и вода будет в пользу. И куличи с яйцами. А для этого надо начать ходить на богослужения (хотя бы для начала на Воскресную Литургию) и прибегать к Таинствам, главные из которых Исповедь и Причастие. Надо начать перестраивать свою жизнь на Евангельский лад, научиться не просто верить в Бога но и верить Богу. Ну и уж окончательно изгнать из себя самого страшного беса наших дней - "бога в душе"! Помоги нам всем в этом Господь!

6. Крещенскую воду принято потреблять каждый день утром натощак вместе с просфорой или артосом, прочитав наперед молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

И осенив себя Крестным знамением.

Поэтому наберите себе в эти два дня воды столько, чтобы хватило для всех членов семьи, кому это потребно. Но и цистерна вам скорее всего не потребуется - Крещенскую воду можно разбавлять простой и от этого она не станет "менее сильная" или "слабее заряженная" - гоните от себя язычество и подальше!

Не забудьте набрать водички для тех, кто сам не в силах - бабушкам, больным, кормящим и т.п. - они помянут вас в своих молитвах и Господь их непременно услышит.

7. Если человек серьезно заболел или какая-то надобность важная, то потреблять воду можно не только утром и не обязательно натощак.

Кроме того, этой водой можно (и нужно!) иногда кропить с молитвой квартиру или дом. Хорошо, когда это действие совершит священник во время молебна, но может это творить и мирянин.

8. Если Крещенская вода у вас испортилась, такое редко, но бывает, не стоит тяжко скорбеть, а вот укорить себя следует. Нам не всегда известны причины подобного, но часто это бывает при ненадлежащем, без благоговения, хранении.

В этом случае, воду нельзя выливать в унитаз или в раковину или из окошка. Воду надо вылить в не попираемое место. Например, полить ей цветы на даче. Или вылить в разожженную печь...

Священник Димитрий Филин

О Крещении

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу. Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год – Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

Крещенская вода и купания
На Крещение вода освящается дважды: первый раз в Сочельник, а второй, собственно, на праздник. Самая главная народная традиция на Крещение это, конечно же, купание в водоемах и прорубях. К этому в Церкви есть разное отношение, но я думаю, что если все делать правильно и последовательно, то она вполне приемлема. Считаю, что для Церкви важно не ограничиваться стенами храма, а максимально распространять радость праздника даже на людей далеких от Церкви. Тем более что таких дней в церковном календаре не так уж и много. Единственное, я бы рекомендовал верующим, желающим искупаться на Крещение, сделать это уже в полдень 19 января, потому что на ночных купаниях, куда приходит много людей нецерковных, может быть не очень благочестивая атмосфера. Хотя, по большому счету, принципиальной разницы здесь нет.

Пост в Сочельник
В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво. По сути, Крещенский Сочельник – это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня – не постный.

Как провести время
Никаких особых разгульных веселий в Крещенский Сочельник не полагается. Если у человека есть возможность быть в это время в храме, то хорошо бы там быть. Тем более что все службы этого цикла – Рождество – Сочельник – Крещение – особенные и очень красивые. Это, кстати, признают люди, которые впервые попадают на Сочельник

ПЕРВОЗВАНСКИЙ Максим, священник

4 мифа о крещенской воде

В праздник Крещения Господня непременно совершается церковное освящение воды в водоемах с проточной водой – источниках, реках, озерах. Крещенскую воду люди берут домой, где и используют ее в течение всего последующего года. Однако в народе бытует немало суеверий о крещенской воде, которые не имеют никакого обоснования и полностью отрицаются Православной Церковью.

Миф 1. Крещенскую воду стоит набирать только 18 и 19 января, так как именно в эти дни она обладает особой силой. При этом вода, освященная 19 января, более «сильная», чем освященная накануне.
Это суеверие основано на магизме, то есть вере в особое магическое (волшебное) действие крещенской воды. На самом же деле крещенская вода исполняется благодатью Божией по молитвам священнослужителей. При этом она не обладает какой-либо магической «силой», и количество благодати в ней не зависит от дня освящения. Подобное отношение к святой воде для христианина недопустимо.
При этом действительно, исторически сложилось так, что воду освящают два раза: накануне праздника – 18 января, и в сам праздник (там, где есть такая возможность – на открытом водоеме). Сам чин освящения в обоих случаях один и тот же. Брать же воду можно не только в эти два дня, но в течение недели и даже чуть больше, так как зачастую желающих ее получить очень много.
Что касается целебной силы крещенской воды, то здесь тоже необходимо пояснение. Освященную воду не стоит воспринимать как некую таблетку или зелье, от одного глотка которого непременно произойдет чудо. Однако если употреблять эту воду с благоговением и искренней молитвой к Богу, то тогда, по воле Божией, возможно получить облегчение недуга или даже полное исцеление. По крайней мере, Церковь такие примеры знает.

Миф 2. С того, кто окунется в крещенскую воду, смываются все грехи
В Церкви ничего не происходит автоматически. Очищение человека от страстей и грехов – это долгий путь личного, осознанного покаяния. Собственно, для этого в Церкви и существует конкретное таинство.
Более того, как таковое купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня. Крещенское купание не является обязательным и уж тем более не очищает от грехов автоматически. Если же человек хочет благочестиво искупаться в крещенской проруби, то лучше всего окунуться три раза с головой, произнося при этом: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Однако даже это не является строго установленным церковным обрядом.

Миф 3. Крещенская вода обладает целебными свойствами и долго хранится из-за того, что ее освящают серебряным крестом. Именно ионы серебра, которые попадают в воду, делают ее полезной для здоровья.
Этот миф развенчан уже довольно давно. Никакие ионы серебра на благодатные свойства освященной крещенской воды, конечно же, не влияют. Во-первых, серебряные кресты используются священниками не везде и не так уж часто. В основном священнослужители освящают воду медными, золочеными, никелевыми и даже деревянными крестами. Во-вторых, крест опускается в воду всего на несколько секунд, а если учесть площадь открытого водоема и его проточность, то говорить о воздействии каких-либо частиц не приходится.
Православная Церковь говорит о другом – вода в день Крещения Господня освящается благодатью Самого Господа Бога по молитвам священнослужителей, а для проявления ее целебных свойств необходима прежде всего искренняя вера человека.

Миф 4. Крещенская и богоявленская вода – это два разных вида освященной воды Есть такое поверье, что вода, освященная 18ого января и 19ого – это разная вода, богоявленская и крещенская. Это суждение также ошибочно. Крещенская и богоявленская вода – это одно и то же. И та вода, которая освящается 18 января в храме, и та, что освящается 19 января на водоемах, абсолютно одинакова по своим свойствам и по той благодати, которой наделяет ее Господь Бог. Крещение и Богоявление – разные названия одного праздника.
В этом материале мы назвали 4 основных мифа, но вопросов о крещенской воде – когда набирать, как хранить, употреблять и каковы ее свойства – множество.